ИМТК РУТ (МИИТ) в год Экологии в России принял активное участие во Всероссийском экологическом форуме - 2017

5 января 2016 года Президент России Владимир Владимирович Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен  Годом Экологии.

С 23 по 25 августа 2017 г. во Владимирской области проходил Всероссийский экологический форум — 2017 «ЭКОЛОГИЯ. НОВЫЕ ВЫЗОВЫ, НОВЫЕ РЕШЕНИЯ», который стал одним из центральных событий Года Экологии.

Главная тема форума — «Экологическая ответственность регионов: развиваемся, созидаем, думаем о будущем!».

Главная цель форума: формирование стимулов роста экологического сознания, выведение природоохранной деятельности на практический системный уровень, повышение экологической безопасности, вовлечение молодежи в решение актуальных и стратегических экозадач регионов. Организаторами форума стали Администрация Владимирской области и другие организации.

В работе форума приняли участие Полномочный представитель Президента России в Центральном федеральном округе А.Д.Беглов, министр природных ресурсов и экологии России С.Е. Донской, замминистра энергетики России К.В. Молодцов, замминистра строительства и ЖКХ А.В. Чибис, уполномоченный по правам человека в России Т.Н. Москалькова, губернатор Владимирской области С.Ю.Орлова, первый заместитель Губернатора Владимирской области А.В.Конышев, директор национального парка «Мещёра» С.В.Теплухов и др..

В рамках форума, на площадке международного молодежного образовательного форума «Территория смыслов на Клязьме» состоялись деловые треки (ДТ).

Всероссийский экологический форум - 2017

Модератором ДТ «Экология транспорта. Газомоторное топливо — альтернатива, за которой будущее?» выступил С.Я.Чернин — председатель комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты Российской Федерации.

Модератором ДТ «Экология как драйвер экономического роста. Новые вызовы и новые технологические решения» выступил А.М.Воротников – помощник члена Совета Федерации ФС Российской Федерации, доцент РАНХиГС.

В работе ДТ приняли участие федеральные эксперты, ученые и специалисты в области различных видов транспорта, транспортных систем и экологических технологий.

По приглашению Администрации Владимирской области от ИМТК РУТ (МИИТ) участие в деловых треках принял начальник Международного научно-образовательного центра «Международные транспортные системы и технологии» ИМТК Александр Васильевич Вылиток, выступивший с темой: «Газомоторные авиация и высокоскоростной амфибийный транспорт обеспечат устойчивое развитие Российской Арктики». В своем выступлении он обосновал, какое большое значение для устойчивого развития Арктики и регионов Крайнего Севера с их огромными малонаселенными и труднодоступными территориями, имеет инновационный высокоскоростной амфибийный транспорт: экранопланы, аппараты и  платформы на воздушной подушке, дирижабли и т.д., в безаэродромном исполнении. В Арктических регионах проблема транспортной доступности для населения и бизнеса должна решаться системно, за счет дополнения существующих традиционных видов транспорта (железнодорожного, автомобильного, авиационного и водного) высокоскоростным амфибийным транспортом.

Всероссийский экологический форум - 2017

Сдерживающим фактором в развитии этого инновационного вида транспорта является высокая стоимость топлива – керосина и бензина. Их приходится доставлять в арктические и другие северные регионы из промышленно развитых территорий страны, как правило, в короткий навигационный период. Естественно, транспортные затраты, перевалка и хранение в сложных климатических условиях дополнительно увеличивают их отпускную цену. К тому же следует отметить, что применение нефтяных топлив несет за собой экологические загрязнения хрупкой и ранимой северной природы.

Решением топливной проблемы для транспорта Арктики, а также Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока является переход на использование газотопливной технологии. Газомоторные топлива дешевле и экологически более чистые, чем традиционные нефтяные топлива. В рассматриваемых регионах имеется большие запасы попутного нефтяного и природного газа. Авиационная и нефтегазовая науки доказали, что продукты переработки этих газов можно с успехом использовать в качестве авиатоплива. На газомоторных топливах были испытаны экспериментальные газотурбинные вертолет (Ми-8ТГ) и самолет (Ту-154ЛЛ), а также поршневой двигатель ПД-1400. Больше того, газомоторные топлива метанового (КПГ и СПГ) и пропан-бутанового (АСКТ) ряда могут быть использованы и в двигателях наземного и водного транспорта. Таким образом, газомоторное топливо может стать универсальным топливом для транспортных средств Арктики и других регионов России с их доминирующе низкими и экстремально низкими температурами.

Другое выступление А.В.Вылитка по теме: «Инновационные экологические технологии как драйвер роста и основа для устойчивого развития социальной и транспортной инфраструктуры Арктических регионов России» было посвящено роли инновационных технологий, прежде всего строительных и энергетических для устойчивого развития Арктических регионов и труднодоступных территорий.

При прокладке железных и автомобильных дорог через лесные массивы ценные  древесные ресурсы (порубочные остатки) зачастую превращаются в отходы и без всякой пользы сжигаются или закапываются на месте, что наносит экологический ущерб.

Суть инновационных «зеленых» технологий состоит в эффективном использовании любых отходов лесозаготовки и деревообработки (порубочные остатки при расчистке просек в полосе отчуждения дорожного строительства, а также деревья, поврежденные жучком —  короедом, лесным пожаром и т.п.) для превращения неделовой древесины в строительные материалы и экологическое топливо.

Фундаментом устойчивого развития Арктических регионов на ближайшие десятилетия, может стать опережающее развитие малоэтажного жилищного строительства, создающего комфортную среду обитания для работников и их семей и новый сектор экономики для развития малого и семейного бизнеса, отличного от сырьевой экономики.

Всероссийский экологический форум - 2017

Образование вредных  отходов при осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе реализации проектов по развитию транспортной инфраструктуры в Арктической зоне России, должно предотвращается появлением новых инновационных технологий  переработки таких отходов, реализуемых при модернизации существующих комплексов утилизации, с возможностью многократного использования остаточных фракций в строительстве и других видах хозяйственной деятельности . Примеры таких решений, в том числе с международным участием стали основой для научно-исследовательских работ МНОЦ АТСТ ИМТК РУТ (МИИТ). Разработана Концепция и механизмы реализации региональных программ: «УВИДИМ БУДУЩЕЕ» — «ПОСТРОИМ БУДУЩЕЕ» — «ДОСТАВИМ В БУДУЩЕЕ» — как прообраза сети молодежных технологических лабораторий и производственных центров для реализации активного участия молодежи в инновациях и для творческой самореализации.

Всероссийский экологический форум - 2017

Вопросы и предложения по развитию инновационных экологических технологий, прозвучавшие в выступлениях Вылитка Александра Васильевича, вызвали живой интерес у членов президиума ДТ, в том числе у замминистра  энергетики России Молодцова Кирилла Валентиновича ипервого заместителя Губернатора Владимирской области Конышева Алексея Владимировича, а также других участников ДТ, принявших участие в обсуждении тем развития Арктической зоны России с применением инновационных экологических технологий.